Ru  

Eng  
  Поиск     |     Календарь событий     |     Обратная связь    


 


 Национальный рейтинг университетов
 
 Методика
 
 Общие и частные рейтинги
 Общий рейтинг
 Образование
 Исследования
 Социализация
 Интернационализация
 Бренд
 Инновации
 
 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
 
 ПАРТНЕРЫ
 
 Архив частных рейтингов
 
 Обсерватория образования и науки
 Рейтинги вузов: зарубежный опыт
 Российский опыт составления рейтингов вузов
 Полезные ссылки
 
 Аналитика: статьи, обзоры
 Отставки и назначения
 Рейтинг университетов: комментарии, статьи, обзоры
 
 Карта сайта
 




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 
ФИО*
Контактный телефон или email*
Текст вашего сообщения*
 Введите код, указанный на картинке*
  СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ     РЕЙТИНГ ПО РЕГИОНАМ     РЕЙТИНГ ПО КАТЕГОРИЯМ  
  Главная страница

 
Общественная оценка качества образования и формирование национальных рейтингов университетов (2009-н.в.)


Международная информационная Группа "Интерфакс" и радиостанция "Эхо Москвы" приступили к реализации нового совместного проекта - формированию национального рейтинга университетов 

В октябре 2009 года в результате конкурсных процедур ЗАО "Информ-Инвест" - дочерняя структура "Интерфакса" - подписало государственный контракт с Федеральным агентством по образованию РФ на разработку основ независимой системы оценки и формирования рейтингов российских вузов.

Использование оригинальной методики позволило сформировать в 2009 году рейтинги по двум категориям: "Классические университеты" и "Юридические вузы и факультеты" (в каждой категории было представлено по 50 вузов).

С 2010 г. Группа «Интерфакс», как обладатель прав на разработанную в 2009 году методику независимой оценки деятельности российских вузов, в партнерстве с Радио «Эхо Москвы» приняла решение продолжить работу по развитию методологии независимой оценки вузов и формированию ежегодного национального рейтинга университетов России. Проект реализуется за счет собственных средств МИГ Интерфакс в силу того, что акционеры и руководство Группы наряду с видимой, хотя и отдаленной коммерческой перспективой проекта, считают необходимым выполнять также важную социальную миссию развития национальной образовательной системы.


Сегодня большинство развитых и развивающихся стран занято развитием человеческого капитала. В основе развития этого специфического вида капитала лежат конкурентоспособная и гибкая система образования, включающая в себя университеты мирового класса. И даже эти университеты «насмерть» бьются за каждую новую, более высокую позицию в глобальных рейтингах вузов.

Российские реалии не радуют. Страна фактически ушла в «третий мир», образовательная система, «разбросав камни», теперь судорожно ищет ключи к восстановлению конкурентоспособности. Время от времени вспыхивают дискуссии о путях устойчивого развития национальных вузов. Реформаторы есть и в государственных органах управления образованием, и в академической среде, и в среде работодателей и просто общественности, даже возникают профессиональные сообщества, которые пытаются найти механизмы влияния на вузы и образовательную систему в целом. Но признаков масштабной мобилизации всех заинтересованных в развитии системы образования, в достижении большинством российских вузов уровня университетов мирового класса не наблюдается.

Важным в этой связи является создание объективных рейтингов российских вузов. Именно на активизацию этой работы и нацелен данный проект.

Впрочем, нельзя сказать, что в России ничего не делалось в этом направлении. Например, еще в 2001 г. Министерство образования и науки РФ инициировало разработку методики рейтинга университетов приказом №631 от 26.02.2001 г. «О рейтинге высших учебных заведений». Однако очевидно, что правительственный рейтинг - бюрократизированный документ, составители которого отчасти опираются на мнение квалифицированных экспертов, и еще сильнее – на количественные данные о ресурсных показателях деятельности вузов. По сути своей подобный рейтинг сфокусирован на образовательной стороне процесса и лишь незначительно учитывает интересы работодателей, профессиональных сообществ, абитуриентов и студентов.

Кроме того, необходимо упомянуть о деятельности Национального аккредитационного агентства (НАА), которое ведет обширную работу по сбору данных о деятельности вузов и обладает значительной информационной базой данных, в том числе и по таким показателям, как востребованность выпускников на рынке труда, присутствие отзывов работодателей.

Кроме правительственных усилий, наблюдается и деятельность профессиональных сообществ по формированию рейтингов вузов. Наиболее заметным проектом в этой нише следует признать «ДреВО», таблицу лиг российских вузов, составленную общественной организацией «Деловая Россия».

Необходимо отметить деятельность специализированного агентства РейтОР, которое на протяжении последних 4-5 лет подготовило и опубликовало несколько десятков рейтингов отечественных вузов, с интересом встреченных академическим сообществом, студентами, абитуриентами и работодателями.

Существуют также рейтинги вузов, подготавливаемые СМИ. Заметим, что некоторые зарубежные СМИ формируют рейтинги университетов, степень доверия к которым не снижается на протяжении многих лет. И суть в том, что эта оценочная деятельность ведется специализированными исследовательскими подразделениями с довольно высокой степенью свободы от акционеров и менеджмента СМИ.

Наиболее жизнеспособной моделью независимой оценки вузов представляется следующая: вузы оцениваются независимой специализированной некоммерческой организацией, результаты оценки, в том числе и рейтинги вузов, доносятся до заинтересованной публики через систему массовых коммуникаций; полученные результаты в какой-то части могут быть использованы федеральными органами управления образованием при принятии решений.

Идея независимого рейтинга вузов интересует все целевые аудитории и считается делом необходимым и полезным. В то же время присутствует и скептическое отношение к возможности независимой оценки, считается, что в российских условиях само понятие независимости утрачивает смысл. Согласие наблюдается лишь в том, что выпускника должен оценивать в первую очередь потребитель его знаний – работодатель, но одна его оценка не будет объективной, в ней должны участвовать вузы (академическое сообщество), профессиональные сообщества и выпускники вузов.

Несмотря на множество появляющихся рейтингов и оценок вузов, перед абитуриентами, руководством системы образования и университетов стоят «вечные вопросы»: какой вуз выбрать для обучения, откуда приглашать на работу лучших специалистов, где проводят самые передовые исследования? И вопрос относительно новый для России ставят предприниматели: в какие образовательные и исследовательские учреждения и организации эффективней инвестировать средства?

Чтобы помочь этому, Интерфакс инициировал в 2009 году специальный проект - разработку и апробацию новых механизмов независимой системы оценки российских вузов.

При поддержке Министерства образования и науки РФ проектной группой Интерфакса разработаны основы независимой оценки и формирования рейтингов российских вузов. В качестве начального опыта формирования рейтингов 2009 года выбраны классические университеты страны, а также юридические вузы (юридические факультеты университетов).

Постоянная независимая оценка национальных вузов и формирование на ее основе рейтингов университетов и специализированных вузов – это деятельность, целесообразность и полезность которой признают и органы государственного управления (начиная с Президента РФ и Правительства РФ), и академическая общественность, и работодатели и, конечно, семьи абитуриентов и студентов.

Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) одобрили опыт оценки вузов, проведенной МИГ «Интерфакс» и Радио «Эхо Москвы», как и саму методику оценки деятельности вузов. Мало того, в связи с активизацией формирования и развития сетей федеральных (ФУ) и национальных исследовательских университетов (НИУ), в связи с запуском серии федеральных программ стимулирования инновационной деятельности вузов органы управления образованием ожидают от оценщиков вузов развития методологической и технологической базы с тем, чтобы в рейтингах нового десятилетия 21 века наряду с уже известными и неоднократно применявшимися показателями появились возможности оценки инновационного потенциала вузов, возможностей вузов по коммерциализации собственных разработок, оценки эффективности управления и другие полезные показатели деятельности российских вузов.

И зарубежными, и российскими экспертами в сфере образования отмечается растущее влияние глобальных рейтингов университетов на развитие национальных образовательных систем. Конкуренция вузов в глобальном образовательном пространстве, борьба за привлечение высококачественных человеческих, материальных и нематериальных ресурсов, непосредственно связана с демонстрацией уровня развития вуза и качества образования в нем. Инструментами, более или менее объективно отражающими эти факторы, в последнее время становятся мировые рейтинги университетов. На сегодняшний день, когда уже можно говорить о сложившемся институте рейтингования высших учебных заведений, исследователи обращают пристальное внимание на пути совершенствования позиций отдельных национальных университетов в рейтингах, а также улучшение сложившихся систем рейтингов, с учетом опыта и ошибок прошлых лет. Немалый интерес вызывают и те последствия, которые имеют рейтинги вузов в мировом образовательном пространстве.


Цели проекта Национальный рейтинг университетов.

  1. Поиск и реализация новых механизмов и процедур независимой системы оценки российских вузов и образовательных программ по основным критериям качества образовательных, исследовательских и социальных услуг, предоставляемых вузами, а также по основным критериям соответствия полученных выпускниками компетенций требованиям профессиональных сообществ и требованиям государственных образовательных стандартов.
  2. Встраивание этих механизмов и процедур в интегрированную систему управления наукой, образованием и инновациями.
  3. Стимулирование конкуренции между вузами в национальной системе образования.
  4. Стимулирование роста «интеллектуальной капитализации» российских вузов, повышение их конкурентоспособности в мировом образовательном и исследовательском пространствах.

Задачи проекта.

  1. Обеспечение наиболее полной информацией потенциальных абитуриентов и студентов (национальных и зарубежных) о российских вузах, поддержка принятия решения домохозяйством относительно выбора вуза.
  2. Применение результатов проекта в разработке стратегий развития вузов, в процессах оперативной настройки управления вузом
  3. Привлечение российскими университетами лучших студентов, преподавателей и исследователей не только России, но и других стран.
  4. Применение результатов проекта органами государственного управления в развитии механизмов управления национальной образовательной системой, в механизмах модернизации национальной экономики.
  5. Повышение престижа национальной образовательной системы
  6. Развитие брендов вузов. Капитализация вуза: оценивание стоимости нематериальных активов университета, оценивание уровня коммерциализации разработок вуза.
  7. Обеспечение информацией работодателей о подготовке и уровне качества выпускников.
  8. Развитие коммуникаций вузов со всеми целевыми аудиториями.
  9. Стимулирование информационной открытости вузов.
  10. Развитие независимых хранилищ данных и знаний о вузах и национальной системе образования и инноваций.
  11. Развитие методологии оценивания вузов.


Целевые аудитории настоящего рейтинга:

  • Абитуриенты и их родители (домохозяйства), которые принимают решение относительно выбора вуза и будущей специальности;
  • Вузовские администрации, которые стремятся сравнить свои вузы с другими вузами города, региона, страны;
  • Работодатели и профессиональные сообщества, заинтересованные в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и компетентными выпускниками вузов;
  • Кредитные организации, предоставляющие образовательные кредиты, заинтересованы в максимальном информировании о деятельности того или иного вуза;
  • Инвесторы, рассматривающие вуз в качестве объекта инвестиций, благотворители (в первую очередь, выпускники этих вузов) заинтересованы в получении информации о репутации вуза, минимальной достаточности его кадрового, материально-технического обеспечения и образовательного потенциала для получения качественного образования, а также оценке финансовой состоятельности вуза;
  • Органы управления образованием и социальным развитием, которые определяют эффективно функционирующие и развивающиеся вузы. К тому же органы государственного и регионального управления обеспечивают развитие определенных вузов, рассматриваемых в качестве локомотивов новой экономики в масштабах страны и/или региона;
 

   
   
   
Copyright © 2017 Национальный рейтинг университетов       |       Контакты разработка: web.finmarket

Rambler Top100