Ru  

Eng  
  Поиск     |     Календарь событий     |     Обратная связь    


 


 Национальный рейтинг университетов
 
 Методика
 
 Общие и частные рейтинги
 Общий рейтинг
 Образование
 Исследования
 Социализация
 Интернационализация
 Бренд
 Инновации
 
 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
 
 ПАРТНЕРЫ
 
 Архив частных рейтингов
 
 Обсерватория образования и науки
 Рейтинги вузов: зарубежный опыт
 Российский опыт составления рейтингов вузов
 Полезные ссылки
 
 Аналитика: статьи, обзоры
 Отставки и назначения
 Рейтинг университетов: комментарии, статьи, обзоры
 
 Карта сайта
 




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 
ФИО*
Контактный телефон или email*
Текст вашего сообщения*
 Введите код, указанный на картинке*
  СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ     РЕЙТИНГ ПО РЕГИОНАМ     РЕЙТИНГ ПО КАТЕГОРИЯМ  
  Главная страница

 
Формирование национального рейтинга университетов 2011-2012 гг.


В 2010 г. Группа «Интерфакс», как обладатель прав на разработанную в 2009 году методику независимой оценки деятельности российских вузов, в партнерстве с Радио «Эхо Москвы» приняла решение продолжить работу по развитию методологии независимой оценки вузов и формированию ежегодного национального рейтинга университетов России. Проект реализуется за счет собственных средств МИГ Интерфакс в силу того, что акционеры и руководство Группы наряду с видимой, хотя и отдаленной коммерческой перспективой проекта, считают необходимым выполнять также важную социальную миссию развития национальной образовательной системы.



Цели проекта Национальный рейтинг классических университетов России 2011 (рассматривался 2011/12 учебный год):

1. Развитие механизмов и процедур независимой системы оценки российских вузов и образовательных программ по основным критериям качества образовательных, исследовательских и социальных услуг, предоставляемых вузами, а также по основным критериям соответствия полученных выпускниками компетенций требованиям профессиональных сообществ и требованиям государственных образовательных стандартов.
2. Встраивание этих механизмов и процедур в систему управления наукой, образованием и инновациями.
3. Стимулирование конкуренции между вузами в национальной системе образования.
4. Стимулирование роста «интеллектуальной капитализации» российских вузов, повышение их конкурентоспособности в мировом образовательном и исследовательском пространствах.

Задачи проекта Национальный рейтинг классических университетов России 2011:

1.Обеспечение наиболее полной информацией потенциальных абитуриентов и студентов (национальных и зарубежных, в первую очередь, русскоязычных) о российских вузах, поддержка принятия решений семьями абитуриентов относительно выбора вуза.
2.Применение результатов рейтинга в процессах управления вузами.
3.Привлечение российскими университетами лучших студентов, преподавателей и исследователей не только России, но и других стран.
4.Применение результатов проекта органами государственного управления в развитии механизмов управления национальной образовательной системой, в механизмах модернизации национальной экономики.
5.Повышение престижа национальной образовательной системы.
6.Развитие брендов вузов. Капитализация вуза: оценивание стоимости нематериальных активов университета, оценивание уровня коммерциализации разработок вуза.
7.Обеспечение информацией работодателей о подготовке и уровне качества выпускников российских вузов.
8.Развитие коммуникаций вузов со всеми целевыми аудиториями.
9.Стимулирование информационной открытости вузов.
10.Развитие независимых хранилищ данных и знаний о вузах и национальной системе образования и инноваций.
11.Развитие методологии оценивания вузов, образовательных программ.


Целевые аудитории настоящего рейтинга не претерпели изменения по сравнению с предыдущими публикациями Национального рейтинга университетов:
  • Абитуриенты и их родители (домохозяйства), которые принимают решение относительно выбора вуза и будущей специальности;
  • Вузовские администрации, которые стремятся сравнить свои вузы с другими вузами города, региона, страны;
  • Работодатели и профессиональные сообщества, заинтересованные в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и компетентными выпускниками вузов, в сотрудничестве с сильными вузами;
  • Кредитные организации, предоставляющие образовательные кредиты, заинтересованы в максимальном информировании о деятельности того или иного вуза;
  • Инвесторы, рассматривающие вуз в качестве объекта инвестиций, благотворители (в первую очередь, выпускники этих вузов) заинтересованные в получении информации о репутации вуза, достаточности его кадрового, ресурсного, образовательного и исследовательского потенциалов;
  • Органы управления образованием и социальным развитием, которые определяют эффективно функционирующие и развивающиеся вузы, рассматриваемых в качестве локомотивов новой экономики в масштабах страны и/или региона;

Прежними остаются основные принципы построения рейтингов вузов, одобряемые всеми целевыми аудиториями и, в первую очередь, поддерживаемые академическим сообществом:

1.Минимизация государственного участия в процессах оценки вузов. За органами государственного управления остается право косвенного участия в рейтинговании вузов, например, по признакам получения доступа к ресурсам государственных программ;
2.Множественность рейтингов вузов. Не допускается монополизации формирования. Рейтинги формируются как по множествам вузовских специализаций, так и по вузам в целом;
3.Обеспечение объективности оценок, лежащих в основе рейтингов;
4.Использование данных вузов – участников рейтинга, государственной и отраслевой статистики, а также экспертных опросов, проводимых разработчиком рейтинга;
5.Привлечение для анализа деятельности вуза и его оценки как можно более широкого спектра информации, публикуемой вузами и исследовательскими организациями;
6.Обследование мнений целевых групп (представителей академического сообщества, работодателей, студентов выпускных курсов, выпускников вуза – молодых специалистов) по уровню качества подготовки специалистов по выделяемым группам направлений подготовки;
7.Структурирование индикаторов рейтинга по группам факторов и отбор показателей каждой из групп либо по достаточно равнозначному вкладу их в качество подготовки, либо применяя соответствующие весовые коэффициенты;
8.Противодействие появлению заказных рейтингов.

Преимущественное ориентирование на опубликованные вузами данные о своей деятельности – это вполне устоявшийся тренд деятельности оценщиков вузов.
Для повышения эффективности оценки, наполнения профилей университетов новыми, интересными для аудиторий данными принято решение о проведении опроса руководства вузов – участников Национального рейтинга университетов; разработка опросной анкеты и рассылка ее в адреса ректоров вузов-участников явились главной новацией процедуры формирования НРУ-2011/12. (Вопросник (анкета вуза), формат MS Word, 1,04 Мб.).

Структура Анкеты строилась с тем, чтобы получить возможно более полную картину о деятельности изучаемого вуза:

  • Общие сведения о вузе, включая историю его названий и эволюцию организационных форм;
  • Формулировку миссии вуза;
  • Данные об управлении вузом через наблюдательные и попечительские советы;
  • Образцы коммуникаций вузовской администрации с абитуриентами и студентами, другими аудиториями;
  • Качество принятых в 2011 г. абитуриентов, причем делается попытка определить качество по укрупненным группам направлений подготовки;
  • Полный спектр реализуемых вузом образовательных программ по 1 и 2 уровням образования по укрупненным направлениям подготовки, включая данные о численности обучающихся, поступивших и окончивших эти программы; программ 3 уровня по всем наукам, классифицируемым ВАК РФ с данными по контингентам обучающихся и выпущенных научных работников;
  • Детализированные данные по условиям приема на 1 уровень образования в 2011 году;
  • Данные об общем контингенте специалистов, прошедших в вузе дополнительное образование, повышение квалификации;
  • Обобщенные данные о применяемых вузом образовательных технологиях;
  • Детализированные данные об обеспеченности вузом ресурсами, включая общий годовой бюджет, доходы от образовательных услуг, доходы от исследований, доходы от коммерциализации, приходы от грантовых программ и пр.;
  • Детализированные данные о работе вуза с школами, о организации школьных олимпиад;
  • Детализированные данные о развитии программ международного сотрудничества, социальных программ;
  • Детализированные данные об инновационной деятельности вуза;
  • Данные о научных достижениях сотрудников вуза;
  • Данные об организации вузом студенческих олимпиад и участии студентов вуза в олимпийском движении.

Часть данных заполненных анкет напрямую использована для оценивания деятельности вуза, однако большая часть представленных данных пока идет на «обогащение» хранилища профилей вузов. В дальнейшем, когда большинство вузов примет предлагаемую (с условием модификации) форму отчетности, можно будет говорить не только о развитии проекта профилей российских вузов, но и о построении оценок вузов по все более широкому спектру показателей деятельности.
Оценка вузов проводилась на основе данных полученных от вузов анкет, других доступных публичных данных, размещаемых вузами на своих сайтах, а также на основе данных нескольких сетевых источников: ФГУ ГНИИИТТ Информика, ЦИСН, Роспатент, Росстат, РАН (ИПРАН), РИНЦ Научной электронной библиотеки, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, СКАН-Интерфакс; зарубежные концентраторы наукометрических данных WoK/WoS, Scopus.

Множества оцениваемых университов

Разработчики НРУ ориентировались в первую очередь на воспроизводство оценок классических университетов и национальных исследовательских университетов страны.
Кроме того, отдавая дань зарождающейся традиции, сделана попытка построения рейтинга отраслевых вузов страны – транспортных.
Отбор оцениваемых вузов проводился согласно следующей процедуре:

  • Включение крупнейших статусных университетов – двух национальных и восьми федеральных;
  • Отбор вузов-членов учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию;
  • Отбор государственных классических университетов, присутствующих в справочных разделах порталов ФГУ ГНИИИТТ Информика и Национального аккредитационного агентства;
  • Включение в список 29 университетов, имеющих статус «национальный исследовательский университет» (НИУ);
  • Включение в список двух государственных педагогических (РГПУ и МПГУ) университетов и одного государственного гуманитарного (РГГУ) университета как вузов, по многим параметрам соответствующих классическим университетам;
  • Включение в список транспортного вуза – Московского государственного университета путей сообщения Российского агентства железнодорожного транспорта (МГУПС-МИИТ), по многим параметрам соответствующего классическому университету;
  • Не включен в список оцениваемых недавно возникший Псковский государственный университет;
  • Не включены в список сильные технические и экономические университеты, в том числе Государственный университет управления, РЭУ имени Г.В.Плеханова и другие.

Таким образом, для оценки отобрано 105 вузов (см. Список 1 (pdf, 184 Кб)).

 

   
   
   
Copyright © 2017 Национальный рейтинг университетов       |       Контакты разработка: web.finmarket

Rambler Top100