Ru  

Eng  
  Поиск     |     Календарь событий     |     Обратная связь    


 


 Национальный рейтинг университетов
 
 Методика
 
 Общие и частные рейтинги
 Общий рейтинг
 Образование
 Исследования
 Социализация
 Интернационализация
 Бренд
 Инновации
 
 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
 
 ПАРТНЕРЫ
 
 Архив частных рейтингов
 
 Обсерватория образования и науки
 Рейтинги вузов: зарубежный опыт
 Российский опыт составления рейтингов вузов
 Полезные ссылки
 
 Аналитика: статьи, обзоры
 Отставки и назначения
 Рейтинг университетов: комментарии, статьи, обзоры
 
 Карта сайта
 




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 
ФИО*
Контактный телефон или email*
Текст вашего сообщения*
 Введите код, указанный на картинке*
  СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ     РЕЙТИНГ ПО РЕГИОНАМ     РЕЙТИНГ ПО КАТЕГОРИЯМ  
  Главная страница

 
Методика оценки деятельности вузов в отрасли Life Sciences: образование, исследования, предпринимательство в российских университетах


Рейтинг вузов в отрасли Науки о жизни

Методика оценки

Методика формирования рейтинга

 

21 век получил определение века Наук о Жизни (Life Sciences), в частности биологии и связанных с ней предметных областей. Проводимый Биофорум-2014, выросший из ежегодной школы молодых ученых-биологов, дает возможность подтвердить или опровергнуть приведенный тезис, заложить основы постоянного отслеживания ситуации в образовании, исследованиях и разработках этой важнейшей научной отрасли.

Следует напомнить, что Указом Президента РФ от 07.07.2011 №899 определены 8 приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, в число которых вошли Науки и жизни и Рациональное природопользование, связанное с отраслью LS. Этим же указом определен перечень критических технологий страны, часть которых явно входит в отрасль LS:

·        Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии

·        Биомедицинские и ветеринарные технологии

·        Геномные, протеомные и постгеномные технологии

·        Клеточные технологии

·        Технологии биоинженерии.

 

Значительная часть технологий находится на стыке LS с другими отраслями науки, например, НБИК-технологии, компьютерное моделирование процессов в организмах, 3D-печать органов и многое другое.

 

Цель работы:

·        Оценить уровни преподавания, исследований и разработок LS в российских вузах

·        Оценить уровень подготовки выпускников направлений LS, оценить возможности построения карьер на отечественном и международном рынках труда

·        Заложить основы мониторинга отрасли LS, привлечь внимание сильных абитуриентов к российским вузам – лидерам образования в отрасли LS

Задачи:

·        Определить классификационные рамки LS, соотнести отечественные классификаторы научно-технической, экономической, образовательной деятельности с международными классификаторами

·        Выявить наиболее интересные и перспективные для развития отрасли LS образовательные , технологии, преподавательские коллективы в вузах РФ

·        Выявить наиболее продуктивных исследователей в отрасли LS, получивших профильное образование в российских вузах и проводящих исследования в российских и зарубежных научно-исследовательских организациях, университетах и т.п.

·        Оценить вклад в развитие отрасли LS большинства профильных факультетов российских вузов

·        Определить организационные механизмы развития связей бизнеса с вузами и исследовательскими организациями в отрасли LS

 

На основе описаний отрасли LS несколькими классификаторами выбираем следующие классификационные рамки исследования, соответствующие секциям БиоФорума.

Секции Биофорум-2014 по предметным областям LS:

1.      Микробиология, включая вирусологию и микологию.

2.      Биохимия.

3.      Биофизика.

4.      Биомедицина, включая фармакологию и фармацею, физиологию, физиологию животных, анатомию и морфологию, ветеринарию.

5.      Биоинформатика.

6.      Почвоведение, включая агроэкологию, сельское хозяйство, пищевые продукты.

7.      Молекулярная биология, включая генетику и иммунологию.

8.      Биотехнологии, включая медицинские биотехнологии, клеточные технологии.

9.      Экология, окружающая среда.

 

Понятно, что мало какой вуз ведет образовательную и исследовательскую деятельность по всему спектру отрасли LS, поэтому наряду с формированием предметных (можно также назвать их «секционными») рейтингов вузов необходимо построить карту присутствия российских вузов в предметных областях отрасли LS. На наш взгляд, работа по сбору данных о деятельности вузов в отрасли LS позволит начать работу над картированием такого пространства деятельности вузов; далее, отобранные и обсужденные с экспертным сообществом отдельные показатели деятельности вузов могут быть применены для оценки и формирования предметных (секционных) рейтингов.

Оценка вуза в отрасли LS проводится по следующим видам деятельности: Образование (О), Исследования (И), Предпринимательство (П), Сотрудничество[1] (С). По этим же четырем[2] измерениям «картируется» пространство деятельности вузов.

 

I.                   Образование

Образовательные программы (ОП), реализуемые вузом по выделенным направлениям отрасли LS: бакалавриат, специалитет, магистратура[3].

Численность обучающихся по ОП отрасли LS. Распределения численности обучающихся по ОП отрасли LS, численность набора на ОП первого и второго уровней (бюджетные места и места с полным возмещением затрат (платные)).

Выпускники ОП отрасли LS: общая численность, трудоустройство по профилю полученного образования.

Преподаватели (НПР) отрасли LS: общая численность, половозрастные распределения; преподаватели с учеными степенями.

Репутационная оценка образовательной деятельности вуза в отрасли LS: результаты опроса академических экспертов.

Репутационная оценка качества выпускников вузов в отрасли LS: результаты опроса экспертов рынка труда, профильных работодателей[4].

Популярность направлений подготовки, ОП первого уровня высшего образования и самих вузов среди потенциальных абитуриентов: результаты опроса старшеклассников школ на предмет выбора ими направлений подготовки и конкретных ОП первого уровня высшего образования отрасли LS, а также выбора определенных вузов.

Карьерные ожидания обучающихся на первом уровне ОП отрасли LS: результаты опроса студентов бакалавриата и специалитета отрасли LS на предмет планирования будущего трудоустройства: возможности устройства по профилю образования в своем городе/регионе страны, в ином городе/регионе страны, за рубежом; зарплатные ожидания.

Популярность среди выпускников первого уровня высшего образования (бакалавриат, специалитет[5]) направлений подготовки, ОП второго уровня высшего образования и самих вузов: результаты опроса обучающихся по ОП бакалавриата и специалитета на предмет выбора ими направлений подготовки, конкретных ОП второго уровня подготовки отрасли LS, а также выбора определенных вузов.

Качество поступающих на ОП первого и второго уровня отрасли LS.

Ресурсная оценка организации образовательного процесса: ежегодный доход вуза от бюджетной подготовки студентов, от платной подготовки студентов, от целевой подготовки студентов по заказам бизнеса.

Ресурсная оценка организации образовательного процесса: ежегодная стоимость бюджетного места ОП первого уровня, ОП второго уровня.

 

II.               Исследования

Продуктивность сотрудников в русскоязычном сегменте наукометрии (РИНЦ, последние 5 лет, обобщенно по LS и/или по составляющим ее подклассам).

Цитируемость в русскоязычном сегменте (РИНЦ, последние 5 лет, обобщенно по LS и/или по составляющим ее подклассам).

Продуктивность в международной наукометрии (Scopus, Web of Science последние 5 лет, обобщенно LS).

Цитируемость в международной наукометрии (Scopus, Web of Science последние 5 лет, обобщенно LS).

Наиболее цитируемые статьи на русском языке, опубликованные представителями вуза по тематикам отрасли LS.

Наиболее цитируемые статьи на английском языке, опубликованные представителями вуза по тематике отрасли LS.

Участие представителей вуза в профильных научных конференциях, российских и зарубежных.

Репутационная оценка исследовательской деятельности: результаты опроса академических экспертов.

Ресурсная оценка проведения научных исследований в отрасли LS: ежегодные затраты вуза на исследования в отрасли LS.

Ресурсная оценка проведения научных исследований в отрасли LS: временное и объемное распределение получаемых грантов.

Предметная область отрасли LS, получающее максимальное финансирование и другую поддержку.

Обобщенные оценки результативности исследовательской деятельности в отрасли LS: индексы Хирша публикаций представителей вуза (Scopus, Web of Science, SI/РИНЦ) в отрасли LS; индексы Хирша наиболее продуктивных и цитируемых представителей вуза, специализирующихся в отрасли LS.

 

III.            Разработки

Портфель национальных патентов вуза в отрасли LS.

Портфель международных патентов в отрасли LS.

Сравнение с портфелями патентов вуза по всем отраслям деятельности.

Число МИП, созданных в вузе на основе результатов разработок по профилю LS.

Число занятых в МИП, созданных в вузе на основе результатов разработок по профилю LS.

Динамика привлечения грантов (число грантов, объем грантов) на поддержку и развитие технологического предпринимательства в вузе (Фонд Бортника, фонды РВК, фонды бизнеса, зарубежные фонды (Kauffman)).

Ресурсная оценка разработок вуза в отрасли LS: ежегодные доходы, получаемые вузом от контрактов с бизнесом по профилю LS.

IV.             Сотрудничество

ОП, реализуемые совместно с университетами зарубежных стран, с вузами РФ.

ОП, реализуемые на английском языке.

Иностранные обучающиеся на ОП отрасли LS всех уровней.

Иностранные преподаватели и исследователи, занятые в образовательном и исследовательском процессах вуза в отрасли LS.

Лаборатории по профилю LS, организуемые ведущими российскими и зарубежными учеными.

Организация практик и стажировок обучающихся в организациях бизнеса и науки, российских и зарубежных.

Распределения поступающих на ОП различного уровня:

·        Распределение по регионам/городам (вариант – по школам) получения среднего образования обучающихся на ОП первого уровня;

·        Распределение по вузам получения высшего образования первого уровня обучающихся на ОП второго уровня;

·        Распределение по вузам получения высшего образования второго уровня[6] обучающихся на ОП третьего уровня (аспирантура, докторантура, ординатура).

Коллаборации при публикации научных статей.

Ресурсная оценка организации и поддержки сотрудничества в вузе: объем ежегодных затрат вуза на организацию и развитие сотрудничества.

 

Картирование деятельности вузов в отрасли LS

Данные о деятельности вузов в четырех измерениях отрасли LS собираются из открытых источников информации, данные также напрямую получаются от администраций вузов (Прил. 3, Анкета вуза) (недостающие данные собираются в ходе телефонных интервью руководителей подразделений вузов, специализирующихся в отрасли LS); часть данных представляет собой результаты он-лайн опросов проводимых среди экспертов и обучающихся (Прил. 2, Прил. 4 и 5)); часть данных собирается в ходе интервьюирования представителей профильных работодателей.

Собранные данные о деятельности вузов оформляются в интерактивную страницу сайта (требования к функционалу и виду страницы в стадии разработки).

Формирование рейтинга вузов в отрасли LS

Часть собранных показателей деятельности вузов применяется для оценки деятельности этих вузов в каждой из предметных (секционных) областей отрасли LS и формирования на основе свертки этих оценок рейтингов вузов (подразделений вузов, специализирующихся в отрасли LS).

Таблица 1. Показатели оценки и весовые коэффициенты рейтинга вузов в отрасли LS.

 

«Измерение» деятельности вуза

Весовой коэффициент

Показатель деятельности вуза

Весовой коэффициент

Комментарий

Образование

0,3

Репутационная оценка образования академическими экспертами

 

«Качество» НПР

 

 

 

Оценка выпускников вуза отрасли LS профильными работодателями

0,2

 

 

 

0,05

 

 

 

0,05

Относительная величина упоминаний определенного вуза как лидера в одной из предметных (секционных) областей отрасли LS (образование).

Доля численности НПР с ученой степенью в отрасли LS от общего числа НПР, занятых в образовательном процессе вуза в отрасли LS.

Экспертная оценка по результатам интервьюирования работодателей.

 

Исследования

0,3

Репутационная оценка исследовательской деятельности вуза в отрасли LS академическими экспертами

Научная продуктивность представителей вуза в отрасли LS по данным SI/РИНЦ за последние 5 лет

Цитируемость научных публикаций представителей вуза в отрасли LS по данным SI/РИНЦ за последние 5 лет

Научная продуктивность представителей вуза в отрасли LS по данным Scopus за последние 5 лет

Цитируемость научных публикаций представителей вуза в отрасли LS по данным Scopus за последние 5 лет

0,1

 

 

 

 

0,05

 

 

0,05

 

 

 

 

0,05

 

 

 

0,05

Относительная величина упоминаний определенного вуза как лидера в одной из предметных (секционных) областей отрасли LS (исследования).

 

Число научных публикаций в отрасли LS, индексируемых системой SI/РИНЦ в период последних полных пяти лет.

Число цитирований научных публикаций представителей вуза в отрасли LS, зарегистрированных системой SI/РИНЦ в период последних полных пяти лет.

Число научных публикаций представителей вуза в отрасли LS, индексируемых системой Scopus в период последних полных пяти лет.

Число цитирований научных публикаций представителей вуза в отрасли LS, зарегистрированных системой Scopus в период последних полных пяти лет.

Предпринимательство

0,2

Доходы вуза от коммерциализации разработок в отрасли LS, договоров с профильными предприятиями и организациями

Занятые в МИП вуза НПР и обучающиеся, специализирующиеся в отрасли LS

 

Вариант: Оценка числа грантов и их общего объема, выделенного Фондом Бортника[7] вузу на поддержку предпринимательских проектов (либо общее число и объем грантов Фонда Бортника, полученные вузом в течение последних 5 лет).

 

 

Оценка наличия и уровня развития инфраструктуры технологического предпринимательства вуза в отрасли LS

0,1

 

 

 

 

 

0,05

 

 

 

 

(0,05)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,05

Доля доходов вуза от коммерциализации разработок в отрасли LS, договоров с профильными предприятиями и организациями от общего объема бюджета вуза в 2013 г.

Доля численности занятых НПР и обучающихся в МИП, специализирующихся в отрасли LS, от общей численности занятых НПР и обучающихся вуза в МИП вуза.

Число и объем грантов Фонда Бортника, полученных вузом на поддержку предпринимательских проектов в течение последних 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

Экспертная оценка наличия и уровня развития инфраструктуры технологического предпринимательства вуза в отрасли LS по результатам интервьюирования профильных работодателей.

Сотрудничество

0,2

Иностранные студенты вуза в отрасли LS

 

 

Совместные образовательные программы (магистратура) с российскими и зарубежными вузами

Организация практик и стажировок в российских и зарубежных профильных организациях

 

 

 

 

 

 

Набор в магистратуру вуза в отрасли LS выпускников бакалавриата и специалитета вузов РФ и зарубежных вузов

0,05

 

 

 

0,05

 

 

 

0,05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,05

Доля иностранных обучающихся вуза в отрасли LS от общего контингента обучающихся в вузе (очное обучение).

Доля совместных ОП магистратуры вуза в отрасли LS от общего числа ОП магистратуры вуза, реализуемые в 2013/2014 у.г.

Доля обучающихся по ОП специалитета и магистратуры в отрасли LS, прошедших практики и стажировки в российских и зарубежных профильных организациях (потенциальных работодателей и партнеров вуза) от общего числа обучающихся по программам специалитета магистратуры вуза в отрасли LS.

Доля набора в магистратуру вуза в отрасли LS выпускников бакалавриата и специалитета других вузов РФ и зарубежных вузов от общего набора магистратуры вуза в отрасли LS в 2013/2014 у.г.

 

 

 

 

 

 

Частные рейтинги строятся по каждой предметной (секционной) области отрасли LS методом линейной комбинации оценок по каждому «измерению» деятельности вуза. В результате получается линейный рейтинг вузов РФ в каждой из заданных предметных (секционных) областей отрасли LS.

 

 

Процедуры организации измерений

 

 

Источники данных

Сайты вузов-участников (отчеты, разделы подразделений, специализирующихся в обучении и исследованиях в отрасли LS)

Информационные ресурсы научно-технологических кластеров, создаваемых бизнесом и вузами.

Информационные ресурсы РАН (ФАНО), МОН РФ, МПТ РФ, МЗ РФ, содержащие в том числе данные о деятельности вузов в отрасли LS.

Информика (edu.ru)

Magistratura.su

Elibrary.ru

Webofknowledge.com

Scopus.com

fgosvo.ru/umonms/22/15/1

 

Отбор вузов-участников

На основе анализа данных edu.ru о реализуемых российскими вузами ОП по направлениям:

·        Антропология

·        Биоинженерия и Биоинформатика

·        Биология

·        Биохимия

·        Биофизика

·        Ботаника

·        Медицинская биохимия

·        Медицинская биофизика

·        Генетика

·        Фармацея

·        Биоэкология

·        Почвоведение

·       

 

Список отобранных вузов приведен в Прил. 6.


 

Приложение 1. Описание отрасли Life Sciences по различным классификаторам.

Life Sciences: образование, исследования, предпринимательство в российских университетах

Life Sciences (TR Classification, используется при формировании THE WUR)[8]

Cельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, пищевые продукты

Анатомия и морфология

Биология, биохимия, биотехнологии

Биофизика

Экология, эволюция, окружающая среда

Энтомология

Лесное хозяйство

Генетика и наследственность

Иммунология

Микология

Палеонтология

Паразитология

Фармакология и фармацея

Физиология

Ботаника, науки о растениях

Токсикология

Ветеринария

Вирусология

Зоология

Прочее

На наш взгляд, классификатор TR наиболее полно определяет отрасль LS (хотя предметные области «Лесное хозяйство», «Ветеринария» несколько выбиваются за рамки структуры Биофорума) и мы в дальнейшем будем пытаться провести согласование российского классификатора ГРНТИ именно с классификатором TR.

Сотрудничество TR с Google Scholar привело к появлению классификатора, объединяющего Науки о жизни с Науками о Земле - Google Scholar Life Sciences & Earth Sciences:

Agronomy & Crop Sci

Animal Behavior & Ethology

Animal Husbandry

Atmospheric Sci

Biochemistry

Biodiversity & Conservation Biology

Bioinformatics & Computational Biology

Biophysics

Biotechnology

Birds

Botany

Cell Biology

Development Biology & Embryology

Ecology

Environmental & Geological Engineering

Environmental Sci

Evolutionary Biology

Food Science & Technology

Forests & Forestry

Geochemistry & Mineralogy

Geology

Hydrology & Water Resources

Insects & Arthropods

Life Sci & Earth Sci (general)

Lipids

Marine Sciences & Fisheries

Microbiology

Microscopy

Molecular Biology

Mycology

Oceanography

Paleontology

Pest Control & Pesticides

Plant Pathology

Proteomics, Peptides & Aminoacids

Soil Sci

Sustainable Development

Sustainable Energy

Virology

Wood Science & Technology

Zoology

Такой подход имеет право на существование, мало того, дальнейшее развитие междисциплинарных исследований и разработок, рост влияния Наук о жизни приведут к появлению в классификаторе и социогуманитарных наук, то есть не следует опасаться дальнейшего усложнения классификатора отрасли LS.

 

Scopus[9]

Agricultural and Biological Sciences
Biochemistry, Genetics and Molecular Biology
Immunology and Microbiology
Neuroscience
Pharmacology, Toxicology and Pharmaceutics
Multidisciplinary

Этот классификатор также хорошо описывает отрасль LS, в междисциплинарные области возможно внесение не только уже существующих предметных областей, но и перспективных.

 

LS по ARWU (используется в формировании Шанхайского рейтинга университетов)

LIFE

§  Биология и Биохимия

§  Молекулярная биология и генетика

§  Микробиология

§  Иммунология

§  Нейробиология

§  Агрономия

§  Растениеводство и животноводство

§  Экология и окружающая среда

Биомедицина (MED):

§  Клиническая медицина

§  Фармакология

§  Психология

В этом классификаторе необходимо перенести область «Фармакология» в отрасль LIFE.

 

LS + Med в QS (используется в формировании рейтинга QS WUR)

ü  Медицина

ü  Биологические науки

ü  Психология

ü  Аптека и Фармакология

Науки об окружающей среде отнесены к естественным.

Для задач нашего исследования подходят области «Биологические науки», «Аптека и Фармакология», однако науки об окружающей среде выделить из отрасли «Естественные науки» представляется затруднительным.

 

ГРНТИ[10] (Редакция 2007 года)

В направлениях «Биология» и «Биотехнология» все разделы входят в отрасль LS. В направлениях «Медицина и Здравоохранение», «Охрана окружающей среды. Экология человека», «Сельское и лесное хозяйство», «Рыбное хозяйство. Аквакультура» разделы, принадлежащие отрасли LS, выделены красным цветом.

34 - Биология

Код ГРНТИ

Наименование

34.01

Общие вопросы биологии

34.03

Теоретическая биология

34.05

Методы и оборудование для биологических исследований

34.15

Молекулярная биология

34.17

Биофизика

34.19

Цитология

34.21

Эмбриология

34.23

Генетика

34.25

Вирусология

34.27

Микробиология

34.29

Ботаника

34.31

Физиология растений

34.33

Зоология

34.35

Экология

34.37

Антропология

34.39

Физиология человека и животных

34.41

Морфология человека и животных

34.43

Иммунология

34.45

Фармакология

34.47

Токсикология

34.49

Радиационная биология

34.51

Космическая биология

34.53

Бионика

34.55

Биокибернетика

34.57

Биоинженерия

 

62 – Биотехнология

Код ГРНТИ

Наименование

62.01

Общие вопросы биотехнологии

62.09

Сырье и продуценты для биотехнологического производства

62.13

Биотехнологические процессы и аппараты

62.33

Клеточная инженерия

62.35

Технологическая биоэнергетика

62.37

Прикладная генетическая инженерия

62.39

Инженерная энзимология

62.41

Иммунобиотехнологические методы анализа

62.99

Другие проблемы биотехнологии

 

76 – Медицина и Здравоохранение

Код ГРНТИ

Наименование

76.01

Общие вопросы медицины и здравоохранения

76.03

Медико-биологические дисциплины

76.09

Медицинские материалы, средства и изделия

76.13

Медицинская техника

76.29

Клиническая медицина

76.31

Фармакология

76.33

Гигиена и эпидемиология

76.35

Прочие отрасли медицины и здравоохранения

76.75

Социальная гигиена. Организация и управление здравоохранением

 

87 – Охрана Окружающей Среды. Экология Человека

Код ГРНТИ

Наименование

87.01

Общие вопросы охраны окружающей среды и экологии человека

87.03

Теория и методы изучения и охраны окружающей среды. Экологические основы использования природных ресурсов

87.05

Международное сотрудничество

87.15

Загрязнение окружающей среды. Контроль загрязнения

87.17

Загрязнение и охрана атмосферы

87.19

Загрязнение и охрана вод суши, морей и океанов

87.21

Охрана почв

87.23

Охрана недр

87.24

Экологические основы жизнедеятельности населения

87.25

Воздействие антропогенных изменений окружающей среды на здоровье и социально-трудовой потенциал населения

87.26

Воздействие загрязнения окружающей среды на состояние природных экосистем, популяций и организмов растительного и животного мира

87.27

Охрана растительного и животного мира

87.29

Антропогенное воздействие на ландшафт. Охрана и оптимизация ландшафта

87.31

Заповедное дело. Охраняемые природные территории и акватории

87.33

Стихийные бедствия и катастрофы антропогенного происхождения. Экологическая безопасность

87.35

Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов

87.51

Охрана окружающей среды и природных ресурсов в отдельных регионах и странах

87.53

Управление отходами. Малоотходная и безотходная технологии

87.55

Защита от шума, вибрации, электрических и магнитных полей и излучений

 

68 – Сельское и Лесное Хозяйство

Код ГРНТИ

Наименование

68.01

Общие вопросы сельского хозяйства

68.03

Сельскохозяйственная биология

68.05

Почвоведение

68.29

Земледелие

68.31

Сельскохозяйственная мелиорация

68.33

Агрохимия

68.35

Растениеводство

68.37

Защита сельскохозяйственных растений

68.39

Животноводство

68.41

Ветеринария

68.43

Заготовки продукции сельского хозяйства

68.45

Охота и охотничье хозяйство

68.47

Лесное хозяйство

68.75

Экономика и организация сельского хозяйства

68.85

Механизация и электрификация сельского хозяйства

 

69 – Рыбное Хозяйство. Аквакультура

Код ГРНТИ

Наименование

69.01

Общие вопросы рыбного хозяйства

69.09

Биологические ресурсы Мирового океана и внутренних водоемов

69.25

Аквакультура. Рыбоводство

69.31

Промышленное рыболовство

69.33

Техническая эксплуатация флота рыбной промышленности

69.35

Техническая эксплуатация рыбных морских портов

69.51

Технология переработки сырья водного происхождения

69.53

Оборудование для рыбообрабатывающей промышленности

 

Появился также Классификатор Российского Научного Фонда[11], имеющий детализированную структуру. LS представлены разделом “Биология и Науки о жизни”, а также присутствуют еще в нескольких разделах - “Фундаментальные исследования для медицины”, “Сельскохозяйственные науки и Наука о продуктах питания”.

 

Науки о жизни (WIKI), справочно

·         Биохимия

·         Биоинформатика

·         Биология

·         Аэробиология

·         Анатомия

·         Сравнительная анатомия

·         Анатомия человека

·         Ботаника

·         Этноботаника

·         Альгология

·         Клеточная биология

·         Хронобиология

·         Криобиология

·         Биология развития

·         Эмбриология

·         Экология

·         Экология человека

·         Ландшафтная экология

·         Генетика

·         Эндокринология

·         Эволюционное учение

·         Биология человека

·         Биология моря

·         Микробиология

·         Молекулярная биология

·         Нутриология

·         Нейробиология

·         Палеобиология

·         Палеонтология

·         Вирусология

·         Молекулярная вирусология

·         Ксенобиология

·         Зоология

·         Энтомология

·         Этология

·         Герпетология

·         Ихтиология

·         Оология

·         Орнитология

·         Приматология

·         Анатомия животных

·         Биофизика

·         Лимнология

·         Микология

·         Паразитология

·         Патология

·         Физиология

·         Физиология человека

·         Систематика (Таксономия)

·         Тератология

 

Результатом определения классификационных рамок исследования является отнесение большинства предметных областей отрасли LS, представленных в приведенных классификаторах, к секционной структуре БиоФорума и содержательному наполнению каждой из секций (см. основной текст Методики).


 

Приложение 2. Список отобранных вузов.

Life Sciences: образование, исследования, предпринимательство в российских университетах

 

Вуз название

1

Пущинский филиал МГУ им. Ломоносова

2

Московский государственный университет им. Ломоносова

3

Московский государственный медицинский университет им. Сеченова

4

Калужский государственный университет им. Циолковского

5

Алтайский государственный университет

6

Дальне-Восточный государственный Аграрный университет (Благовещенск)

7

Северный Арктический федеральный университет

8

Астраханский государственный технический университет

9

Астраханский государственный университет

10

Белгородский государственный университет НИУ

11

Владимирский государственный университет им. Столетовых

12

Волгоградский государственный университет

13

Череповецкий государственный университет

14

Воронежский государственный университет

15

Воронежский государственный университет инженерных технологий

16

Ивановский государственный университет

17

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

18

Иркутский государственный университет

19

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Бербекова

20

Балтийский федеральный университет им. Канта

21

Камчатский государственный университет им. Витуса Баринга

22

Кемеровский государственный университет

23

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

24

Вятский государственный университет

25

Костромсокй государственный университет им. Некрасова

26

Кубанский государственный университет

27

Сочинский филиал Российскиййскиййского университета Дружбы народов

28

Курганский государственный университет

29

Московская государственный академия Ветеринарной медицины и биологии им. Скрябина

30

Московской государственный педагогический университет

31

Российскиййский государственный Аграрный университет МСХА им. Тимирязева

32

Пущинский государственный Естественнонаучный институт

33

Российский государственный Аграрный заочный университет

34

Мурманский государственный технический университет

35

Мурманский государственный гуманитарный университет

36

Кольский филиал Петрозаводского государственного университета

37

Петрозаводский государственный университет

38

Нижегородский государственный университет им. Лобачевского

39

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

40

Новосибирский государственный Аграрный университет

41

Новосибирский государственный университет

42

Новосибирский государственный педагогический университет

43

Оренбургский государственный Аграрный университет

44

Оренбургский государственный университет

45

Бузулукский гуманитарно-технический институт, филиал Оренбургского государственного университета

46

Орловский государственный университет

47

Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского

48

Пермский государственный университет НИУ

49

Дальне-Восточный федеральный университет

50

Адыгейский государственный университет

51

Горно-Алтайский государственный университет

52

Башкирский государственный аграрный университет

53

Башкирский государственный университет

54

Бирский филиал БашГУ

55

Сибайский институт - филиал БашГУ

56

Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы

57

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова

58

Бурятский государственный университет

59

Дагестанский государственный университет

60

Светский институт народов Кавказа

61

Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия им. Джамбулатова

62

Кизлярский филиал Дагестанского государственного университета

63

Южный федеральный университет

64

Махачкалинский филиал Южного федерального университета

65

Ингушский государственный университет

66

Калмыцкий государственный университет

67

Сыктывкарский государственный университет

68

Марийский государственный университет

69

Мордовский государственный университет им. Огарева

70

Северо-Восточный государственный университет им. Аммосова

71

Якутская государственная сельскохозяйственная академия

72

Северо-Осетинский государственный университет им. Хетагурова

73

Казанский Приволжский федеральный университет

74

Елабужский филиал Казанского федерального университета

75

Хакасский государственный университет им. Катанова

76

Рязанский государственный университет им. Есенина

77

Самарский государственный университет

78

Самарская государственная областная академия Наяновой

79

Саратовский государственный университет им. Чернышевского

80

Санкт-Петербургский государственный университет

81

Российский государственный педагогический университет им. Герцена

82

Сахалинский государственный университет

83

Уральский федеральный университет им. Ельцина

84

Северо-Кавказский федеральный университет

85

Тамбовский государственный университет им. Державина

86

Тверской государственный университет

87

Томский государственный университет

88

Сургутский государственный университет

89

Нижневартовский государственный университет

90

Тюменский государственный университет

91

Тобольская государственная педагогическая академия им. Менделеева

92

Удмуртский государственный университет

93

Ульяновский государственный университет

94

Ульяновский государственный педагогический университет им. Ульянова

95

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

96

Уральский государственный университет физкультуры

97

Челябинский государственный университет

98

Чеченский государственный университет

99

Забайкальский аграрный институт - филиал Иркутской государственной сельскохозяйственной академии

100

Ярославский государственный университет им. Демидова

101

Брянский государственный университет им. Петровского

102

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова

103

Казанский государственный медицинский университет

104

Сибирский государственный медицинский университет

105

Новосибирский государственный медицинский университет

106

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

107

Северный государственный медицинский университет

108

Волгоградский государственный медицинский университет

109

Тихоокеанский государственный медицинский университет

110

Дальне-Восточный государственный медицинский университет

111

Иркутский государственный медицинский университет

112

Алтайский государственный медицинский университет

113

Оренбургская государственная медицинская академия

114

Самарский государственный медицинский университет

115

Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия

116

Астраханская государственная медицинская академия

117

Пензенский государственный университет

118

Саратовский государственный медицинский университет им. Разумовского

119

Пермская государственная фармацевтическая академия

120

Уральская государственная медицинская академия

121

Смоленская государственная медицинская академия

122

Воронежская государственная медицинская академия им. Бурденко

123

Майкопский государственный технологический университет

124

Пятигорская государственная фармацевтическая академия

125

Башкирский государственный медицинский университет

126

Тверская государственная медицинская академия

127

Кемеровская государственная медицинская академия

128

Кубанский государственный медицинский университет

129

Дагестанская государственная медицинская академия

130

Тюменская государственная медицинская академия

131

Курский государственный университет

132

Курский государственный медицинский университет

133

Московский государственный областной гуманитарный институт

134

Челябинская государственная медицинская академия

135

Нижегородская государственная медицинская академия

136

Северо-Осетинская государственная медицинская академия

137

Чувашский государственный университет им. Ульянова

138

Ярославская государственная медицинская академия

139

Ростовский государственный медицинский университет

140

Омская государственная медицинская академия

141

Рязанский государственный медицинский университет им. Павлова

142

Российский университет дружбы народов

143

Московский государственный областной университет

144

Московский государственный университет пищевых производств

145

Московский государственный университет технологий и управления им. Разумовского

146

Алтайская государственная академия образования им. Шукшина

147

Рязанский государственный аграрно-технический университет им. Костычева

148

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. Горина

149

Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. Прянишникова

150

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

151

Волжский университет им. Татищева

152

Вологодский государственный педагогический университет

153

Дальне-Восточный рыбохозяйственный университет

154

Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины

155

Псковский государственный университет

156

Саратовский государственный аграрный университет им. Вавилова

157

Обнинский институт атомной энергетики - филиал МИФИ

158

Дагестанский государственный педагогический университет

159

Тульский государственный университет

160

Тульский государственный педагогический университет им. Толстого

161

Тувинский государственный университет

162

Карачаево-Черкесский государственный университет им. Алиева

163

Северо-Восточный государственный университет

164

Уральская государственная академия ветеринарной медицины

165

НИЯУ МИФИ

166

МФТИ

167

Академический университет – Научно-Образовательный Центр Алферова

168

Московский госуниверситет тонких химтехнологий имени Ломоносова

169

Машиностроительный университет МАМИ (с присоединенным университетом Инженерной Экологии)

170

Российский химико-технологический университет имени Менделеева

171

Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева

172

Госуниверситет - Учебно-научно-производственный комплекс (Орел)

173

Орловский государственный аграрный университет

174

Пензенский государственный технологический университет

175

ПНИПУ

176

Уфимский государственный нефтяной технический университет

177

Восточно-Сибирский государственный Технический Университет (Улан-Удэ)

178

КНИТУ

179

Донской государственный Аграрный университет

180

Самарский государственный Технический университет

181

СПб государственный Технологический институт

182

СПб государственный Торгово-экономический университет

183

СПб ИТМО

184

Мичуринский государственный Аграрный университет

185

Тамбовский государственный Технический Университет

186

Тверской государственный технический университет

187

ТПУ

 



[1] Обычно оценивается международная деятельность (Интернационализация) вуза, но нам важно увидеть все направления сотрудничества и развития кооперационных связей.

[2] Число измерений может пересматриваться.

[3] Ограничиваемся только очными и очно-заочными формами обучения; заочная форма обучения в отрасли LS представляется не слишком интересной, но отслеживать появление современных MOOC в этой отрасли все же необходимо.

[4] На начальном этапе работы проблематично построить значимую выборку экспертов рынка труда отрасли LS, поэтому придется ограничиться результатами интервьюирования отдельных профильных работодателей, а также мотивировать вузы делиться контактами с профильными работодателями, с которыми развивается сотрудничество вуза.

[5] В особо отмечаемых случаях (некоторые направления подготовки имеют только программы специалитета) в качестве обучающихся по ОП бакалавриата засчитываются студенты 1 – 4 курсов специалитета; в качестве обучающихся по ОП магистратуры засчитываются студенты 5 – 6 курсов специалитета.

[6] Это тот самый особый случай, оговаривавшийся ранее. Смотрим не только выпускников магистратуры, но и специалитета при поступлении в аспирантуру.

[7] Могут рассматриваться и другие фонды и программы поддержки предпринимательства: фонды РВК, частные венчурные фонды, региональные и отраслевые программы развития бизнеса.

[8] Thomsonreuters.com, THE WUR

[9] Help.scopus.com

[10] http://www.grnti.ru

 

   
   
   
Copyright © 2017 Национальный рейтинг университетов       |       Контакты разработка: web.finmarket

Rambler Top100