Ru  

Eng  
  Поиск     |     Календарь событий     |     Обратная связь    


 


 Национальный рейтинг университетов
 
 Методика
 
 Общие и частные рейтинги
 Общий рейтинг
 Образование
 Исследования
 Социализация
 Интернационализация
 Бренд
 Инновации
 
 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
 
 ПАРТНЕРЫ
 
 Архив частных рейтингов
 
 Обсерватория образования и науки
 Рейтинги вузов: зарубежный опыт
 Российский опыт составления рейтингов вузов
 Полезные ссылки
 
 Аналитика: статьи, обзоры
 Отставки и назначения
 Рейтинг университетов: комментарии, статьи, обзоры
 
 Карта сайта
 




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 
ФИО*
Контактный телефон или email*
Текст вашего сообщения*
 Введите код, указанный на картинке*
  СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ     РЕЙТИНГ ПО РЕГИОНАМ     РЕЙТИНГ ПО КАТЕГОРИЯМ  
  Главная страница

 
О проблемах юридического образования (2009 год)


 

Вот уже более пяти лет идёт дискуссия о проблемах юридического образования в России. Высказываются различные точки зрения. Приведем самые распространенные.

1. Избыточность юридического образования (наряду с избыточностью экономического образования; в терминологии Министерства образования и науки РФ).

Вследствие гигантски выросшей в последние 15 лет в РФ распространенности экономического и юридического образования, участия практически всех вузов в подготовке юристов, эти два направления ассоциируются практически всеми аудиториями как единое целое – «экономисты - юристы».Из семи с половиной миллионов российских студентов два миллиона учатся на экономистов и управленцев, 800 тысяч — на юристов.

Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко: «...этих (экономистов и юристов) специальностей в стране в четыре раза больше, чем нужно… Государство должно рационально расходовать средства и готовить только тех, кто нужен экономике. Так что тот, кто хочет стать юристом или экономистом, будет получать профессию за свой счет».

С 2004 по 2008 годы происходило сокращение приёма на бюджетные места по укрупнённым специальностям «гуманитарные науки» (в числе которых и юриспруденция) — на 18,3%, «образование и педагогика» — на 20,2%, «экономика и управление» — на 31,5%.

Заметим, что аналогичная избыточность наблюдается и на Украине. По данным министерства образования и науки Украины, перепроизводство юристов составляет 400%, и работу по специальности находит лишь один из 12 выпускников юрфаков. Юридических факультетов в вузах Украины насчитывается около 300. Стоимость обучения самая высокая среди прочих профессий. Число юристов на Украине за последние 15 лет увеличилось почти в 100 (сто!) раз.

Специалисты Минобрнауки утверждают: с учетом новых выпускников к 2015 году потребность страны в юристах будет перекрыта в полтора раза, поэтому ожидается резкий рост безработицы среди молодых специалистов, а также преимущественная работа выпускников не по специальности. Правда, не ясно, на чем базируются оценки потребностей.

Один из самых квалифицированных экспертов в области юридического образования, ректор Московской государственной академии О.Е.Кутафин заявлял в 2008 году, что из примерно 1,5 тысяч вузов, в которых есть юридические факультеты, нужно оставить всего 60-70 для подготовки высококвалифицированных юристов. Причем из коммерческих вузов оставить только самые сильные для тех граждан, кто хочет получить юридическое образование в качестве второго высшего. Таким образом, под сокращение могут пойти около 90% юридических вузов по всей стране.Оставшиеся 60-70 вузов по всей стране смогут полностью обеспечить рынок труда квалифицированными юристами, если выпускники останутся в профессии.

2. Недостаток квалифицированных юридических кадров.

Несмотря на множество высказываний руководителей системы образования о чрезмерной избыточности специальностей «юристов/экономистов/менеджеров» и заметное сокращение бюджетных мест в вузах по этим направлениям в 2009 году в лучшие вузы было подано в среднем 6-7 заявлений на бюджетное место по направлениям подготовки «экономика и менеджмент», «юриспруденция». По мнению представителей юридического сообщества, перепроизводство экономистов и юристов в России — миф. Более того, с точки зрения специалистов, у нас гораздо меньше юристов, чем в европейских странах, США или других развитых государствах, позиционирующих себя как правовые. При этом отмечается, что экономические и юридические знания — это, скорее, уже не высшее образование, а абсолютно необходимый базис для современного человека. Выводы о перепроизводстве кадров делаются на основе данных о численности студентов, получающих ту или иную профессию, однако эффективность системы прогнозирования кадровых потребностей в масштабах страны и регионов крайне низка.

По данным ведущих рекрутинговых агентств, только в Москве в течение последних трех лет спрос на юристов вырос почти в 3 раза, предложение по зарплате выросло в 3-4 раза. Мало того, в течение кризисного периода (с осени 2008 года по весну 2009 года), по данным рекрутеров, средняя зарплата юристов, предлагаемая работодателями в Москве, не только не снизилась, но и несколько выросла.

3. Низкое качество юридического образования. Однако и те, кто придерживается мнения об избыточности юристов, и те, кто считает, что их недостаточно, единодушны в констатации низкого качества юридического образования, отсутствия эффективных механизмов развития системы. Система высшего юридического образования по-прежнему пытается удовлетворить потребности государства в специалистах-юристах, а не потребности личности. Между тем в сегодняшнем мире важнейшей особенностью образовательной модели в сфере юриспруденции должна быть ориентация на подготовку специалистов, способных к самостоятельной правотворческой деятельности.

В 2007 г. Ассоциацией Юристов России (АЮР) предложен проект создания общероссийской сети доступных юридических консультаций, которая может решить эти задачи, однако потребует значительного числа квалифицированных молодых юристов.

30.11.2009 Президент РФ Д.Медведев на встрече с руководством АЮР заявил о необходимости обеспечения юридической помощью, причем бесплатной всего населения страны. То есть сформулированная на съезде общественной организации задача получает поддержку на самом высоком государственном уровне.

В ходе дискуссий, длившихся в среде юристов более пяти лет, формулируются следующие основные предложения по повышению качества юридического образования:

  • Ужесточение лицензионных и аккредитационных показателей для юридических вузов/факультетов, что может привести, в том числе, к ликвидации большей части филиалов и негосударственных вузов;
  • Разработка профессиональных требований к выпускникам вузов/факультетов, разработка комплекса стандартов компетентности;
  • Развитие содержания образования – создание новых образовательных программ (проведение конкурсов ИОП в 2006-2007 гг. стимулировало появление новых образовательных программ, в том числе, и в юриспруденции, а также в смежных с нею сферах);
  • Увеличение объема практики, то есть поиск источников финансирования практики, развитие сотрудничества с работодателями и профессиональными сообществами, а в качестве отдаленной перспективы - организация практики за границей;
  • Повышение квалификации преподавательского состава юридических вузов: стимулирование научных исследований, приглашение отечественных практикующих юристов к преподаванию, приглашение знаменитых зарубежных юристов;
  • Становление и развитие общественно-профессиональной оценки вузов/факультетов и образовательных программ; формирование рейтингов вузов/факультетов;
  • Организация исследований рынков труда, организация изучения групп потенциальных потребителей образовательных услуг. Прогноз развития сферы юридических услуг, права;
  • Организация постоянных исследований самой сферы юридического образования, юридических вузов, а именно - включение мониторинга системы юридического образования с целью ее модернизации и развития, а также повышения конкурентоспособности. Общественно-профессиональная оценка юридических вузов и юридических факультетов университетов.

В ходе построения рейтинга 2009 юридических вузов и факультетов осуществлена попытка оценки юридических вузов России через расширенный опрос представителей академического, профессионального сообществ и сообществ выпускников.

Это фактически первая попытка организовать постоянно действующие панели оценщиков. Разрабатывая технологию проведения опросов, исследователи старались учесть сложности, противоречия и специфику сектора юридического образования. Основа правового образования — базовая подготовка. Лучшие юридические вузы отличаются сильным преподавательским составом и системой обучения, которая складывалась годами. Здесь хорошим тоном считается разумный консерватизм. Некоторые молодые и специализированные учебные заведения пытаются идти по западному пути и заявляют, что готовят узких специалистов для различных сфер. Однако лучшие из них много времени отводят изучению фундаментальных дисциплин.

Отметим очень важный момент - юридическое образование, полученное в разных вузах, различается.

Так, ГУ-ВШЭ готовит юристов с уклоном в экономическую сферу, поэтому их подготовка включает большой блок экономико-правовых дисциплин.

В МГИМО(У) упор делается на международное право, поэтому студенты штудируют историю международных отношений, международные экономические отношения, международное публичное и частное право и т.д.

РГГУ готовит гуманитариев, поэтому на юридическом факультете читают курс российского гуманитарного права - такого предмета больше нет нигде. Далее - специализация. Как правило, специализация юристов начинается на четвертом курсе, тогда как на других факультетах — с третьего. Основных специализаций четыре: уголовно-правовая, государственно-правовая, гражданская и международная. Но далеко не все вузы предлагают полный список специализаций.

В МГИМО(У), например, нет уголовной, а в МГУ имени М.В.Ломоносова отдельно не выделяют международную.

В ГУ-ВШЭ четыре основные специализации: административно-правовая, финансово-банковская, международная и гражданско-правовая. Самая распространенная, естественно, гражданская, так как в ее рамках студенты изучают предпринимательское право, земельное, финансовое и т.д. По этой специализации готовят юристов для судов, нотариата, адвокатуры, для юридических служб предприятий и проч.

Традиционно самые сильные школы гражданского права — в МГУ имени М.В.Ломоносова и МГЮА.

И, наконец – присутствие множества частных вузов. Их образовательные программы, а также уровень преподавательского состава, формы организации практики и взаимодействия с профильными организациями, порой вызывают серьезные нарекания со стороны потребителей их услуг, работодателей и надзорных органов.

 

 

   
   
   
Copyright © 2017 Национальный рейтинг университетов       |       Контакты разработка: web.finmarket

Rambler Top100