Ru  

Eng  
  Поиск     |     Календарь событий     |     Обратная связь    


 


 Национальный рейтинг университетов
 
 Методика
 
 Общие и частные рейтинги
 Общий рейтинг
 Образование
 Исследования
 Социализация
 Интернационализация
 Бренд
 Инновации
 
 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
 
 ПАРТНЕРЫ
 
 Архив частных рейтингов
 
 Обсерватория образования и науки
 Рейтинги вузов: зарубежный опыт
 Российский опыт составления рейтингов вузов
 Полезные ссылки
 
 Аналитика: статьи, обзоры
 Отставки и назначения
 Рейтинг университетов: комментарии, статьи, обзоры
 
 Карта сайта
 




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 
ФИО*
Контактный телефон или email*
Текст вашего сообщения*
 Введите код, указанный на картинке*
  СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ     РЕЙТИНГ ПО РЕГИОНАМ     РЕЙТИНГ ПО КАТЕГОРИЯМ  
  Главная страница

 
Ректор МГТУ им. Баумана, А.Александров: «…Без инженера завтрашнего дня не будет»


Краткая справка: Александров Анатолий Александрович - ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана, лауреат премий Правительства РФ в области науки и техники, премии Правительства РФ в области образования, профессор, доктор технических наук. Родился в 1951 г. в городе Изяслав Украинской ССР в семье военнослужащего. Прошел путь от инженера профилирующей кафедры «Стартовые ракетные комплексы» до директора Опытного завода. С апреля 2010г. — ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана. 9 апреля 2015 года избран ректором МГТУ им. Н.Э.Баумана на второй срок. Источник: bmstu.ru

Почему необходимо поддерживать инженерное образование? Зачем нужны международные рейтинги вузов? Должны ли быть у образования национальные особенности? На эти и другие вопросы ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана, А.А.Александров, ответил в  беседе с корреспондентом "Коммерсанта FM".

 

«Инженерная школа в России — одна из самых сильных в мире»

А.Александров о зависимости России от западных технологий: "Некоторое время будут трудности. Мы уже слышим из политических передач, что однополярный мир не получается. С санкциями мы столкнулись по полной мерке. Та продукция, которую выпускают наши инженеры и конструкторы, уже содержит комплектующие, произведенные не в Европе и не в Америке. Это настраивает тоже нас на определенный лад. Я думаю, в ближайшее время у нас будут отечественные процессоры, не такие совершенные, но будут. С течением времени, и время это будет не такое большое, мы заменим своими комплектующими все, что покупали на Западе".

О подготовке российских технических специалистов: "В связи с сложившейся ситуацией мы особенно остро начинаем понимать, насколько нам важны собственные специалисты. Это не вчера и не с санкциями началось, уже лет пять. Вспомнили слово "инженер", это снова звучит гордо. Мы заговорили о том, что надо обязательно поддерживать инженерное образование. У нас почему-то сразу резко перестало хватать специалистов, а то до этого у нас было перепроизводство, и все спрашивали: "Зачем нам готовить столько хороших инженеров?". В последние годы снова поняли, что без инженера завтрашнего дня не будет".

О традиции подготовки инженеров в России: "Инженерная школа у нас, безусловно, есть, и она одна из самых сильных и самых лучших в мире, как бы кто ни тешился, ругая эту школу. Бауманка ведет свою традицию с середины XIX века, когда только зарождалась эта область человеческой деятельности в России. С тех пор мы ведем эту историю, с тех пор появился русский метод обучения — обучение через практику применения знаний. С того времени мы с небольшим перерывом выпускали очень качественных специалистов. Очень многие из выпущенных инженеров — инженеры с большой буквы".

 

"Делать вид, что рейтингов вузов не существует, было бы глупо"

А.Александров о международных рейтингах вузов: "К рейтингу можно относиться по-разному, но его нельзя возводить в абсолют. Делать вид, что таких рейтингов не существует, было бы глупо и неправильно. Мои западные коллеги, ректоры других университетов, удивляются, с каким рвением мы сегодня в России стали относиться к этим рейтингам. Но тут тоже понятно. Очень много удивительно классных университетов не занимают первые позиции в рейтинге. Если смотреть именно рейтинг QS, то, конечно, он достаточно объективен. Если смотреть эту линейку, то к ней нужно относиться с уважением. Наши позиции в их рейтинговой линейке тоже для нас много значат. Другой вопрос, что очень разные подходы к оценке университетов. Российские университеты для рейтинга QS до последнего времени тоже были не то что закрытыми, но незнакомыми. Они толком и не могут оценить существо наших университетов".

О популярности Бауманки среди абитуриентов: "В Бауманку нет смысла случайно заходить, потому что у нас очень непросто учиться. Несмотря на демографические ситуации последних лет — все о них знают, число выпускников школ сокращается — у нас конкурс и число пришедших к нам за инженерным образованием студентов растет год от года. Мы осуществляем набор больше, чем в какие-то другие времена. В этом году мы набираем 3,5 тыс. студентов на первый курс. Если брать средний конкурс, то это около трех человек на место, на топовые специальности — до 25 человек на место".

О ЕГЭ: "Мы стараемся создавать условия, чтобы ребята имели возможность поступить. Система испытаний, какая бы она ни была, какую бы мы ни придумали, всегда будет иметь недостатки или какие-то положительные качества. Не бывает идеальных систем, в том числе и ЕГЭ. ЕГЭ принимался с большим трудом. Вузовское сообщество принимало временами это в штыки. Конечно, индивидуальный прием экзамена, какие-то устные вещи были бы более объективны, но могли бы и не быть более объективными, такое тоже бывает, потому что зависит от конкретных людей. У системы есть недочеты. Качество сейчас достаточно объективное, оценки достаточно объективные".

 

"Американская система образования гипертрофированно оберегает личность от какой-то обиды"

А.Александров о сокращении числа научных журналов для диссертаций: "Сейчас, по положению Высшей аттестационной комиссии, любой журнал может заявиться. Он должен соответствовать критериям, которые всем известны. ВАК дает ему право быть таким журналом. Но пройдет ровно год, и этот журнал будет аттестовываться, и уже если он не будет аттестован, то он уже никогда в этот список не попадет. Здесь нет вопроса о том, 160 журналов — это много или мало, 2,5 тыс. — это много или мало. Здесь, безусловно, нужно искать оптимум, но не механическим путем. Жизнь должна строить. Должны быть очень четкие критерии оценки этого журнала, и тогда он либо станет авторитетным, либо сам уйдет. Но надо поддерживать свои журналы".

О национальных особенностях преподавания: "Безусловно, национальные черты есть у любого образования любой страны. Другой вопрос, что есть требования и критерии к образованию. Но свой стиль, свои подходы были, есть и будут всегда. У нас раньше была соревновательная система, отличники, победители всякого труда. Воспитывалось лидерство везде и всегда, было стыдно быть двоечником. Американская система другая, там никто не знает, кто двоечник, а кто не двоечник. Американская система гипертрофированно оберегает личность от какой-то обиды. Молодой человек обязательно должен стремиться быть не последним, быть ближе к передовым, должен ставить себе задачи, уметь самореализовываться, это обязательно должно быть. Мозги должны всегда работать и очень напрягаться. Это надо обязательно воспитывать в ребятах".

О современных абитуриентах: "Извечный разговор, что молодежь ныне совсем не та, которая была, — это пустые разговоры. Это немного другие ребята, это понятно. Они очень соответствуют духу времени. Другой вопрос, что появилась такая черта — эдакая инфантильность при том, что деньги понимают раньше, все, что связано с цифрой, понимают раньше, ориентируются в пространстве очень быстро. Иногда при принятии решений проявляется детскость. Раньше люди были более самостоятельные. Но это, наверное, тоже время показывает. На стипендию раньше можно было жить, чуть-чуть подрабатывая, сегодня так нельзя. Дети больше зависят от родителей, или они начинают плохо учиться, если подрабатывают. А так, молодежь сегодня прекрасная. В школах стали немного хуже готовить ребят, это действительно так. Им после школы трудно".

 

Интервью можно прослушать по ссылке: kommersant.ru

 

   
   
   
Copyright © 2017 Национальный рейтинг университетов       |       Контакты разработка: web.finmarket

Rambler Top100