Ru  

Eng  
  Поиск     |     Календарь событий     |     Обратная связь    


 


 Национальный рейтинг университетов
 
 Методика
 
 Общие и частные рейтинги
 Общий рейтинг
 Образование
 Исследования
 Социализация
 Интернационализация
 Бренд
 Инновации
 
 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
 
 ПАРТНЕРЫ
 
 Архив частных рейтингов
 
 Обсерватория образования и науки
 Рейтинги вузов: зарубежный опыт
 Российский опыт составления рейтингов вузов
 Полезные ссылки
 
 Аналитика: статьи, обзоры
 Отставки и назначения
 Рейтинг университетов: комментарии, статьи, обзоры
 
 Карта сайта
 




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 
ФИО*
Контактный телефон или email*
Текст вашего сообщения*
 Введите код, указанный на картинке*
  СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ     РЕЙТИНГ ПО РЕГИОНАМ     РЕЙТИНГ ПО КАТЕГОРИЯМ  
  Главная страница

 
Комментарии к рейтингу классических и национальных исследовательских университетов 2012/2013, в блоке оценки «Социализация»


Комментарии

Полноценных оценок соответствия выпускаемых специалистов потребностям рынка высококвалифицированного труда пока не удается получить, но сами вузы определенно начинают строить системную работу по изучению региональных и федеральных рынков высококвалифицированного труда, организуют сотрудничество с большим числом предприятий и организаций, развивают сотрудничество с региональными администрациями и муниципалитетами. Активизировались разговоры о применении моделей найма академического персонала, соответствующих международным стандартам рынка академического труда. От разговоров переходят к действиям: например, в ТПУ внедрен т.н. «эффективный контракт», в основу которого лег контракт университета Саутгемптона.

Надо отметить, что за прошедший год средняя зарплата вузовских преподавателей достигла уровней средних зарплат по экономикам регионов.

 

Интересное наблюдение о сложившемся спросе на образование и поведение университетов предлагает В.Семенков[1] (ИнтелРос): любое знание, производимое в обществе, и имеющее ту или иную степень спроса можно определить как социальное знание, а спрос на то или иное знание, предполагающее профессиональную подготовку, можно рассматривать как запрос на высшее образование. Сам конкурс в университеты свидетельствует о наличии запроса на это знание, предлагаемое абитуриенту университетом. Учет спроса на профессиональную подготовку можно рассматривать как рыночную ориентацию университета, которая означает адекватность спроса на социальное знание.

Профессиональная карьера приобретает значимость и становится мотивацией спроса на образование именно в контексте социальной карьеры. В соответствии с этим, качество и значимость профессиональной компетентности определяются в зависимости от возможности встроить приобретенные профессиональные навыки в социальную карьеру. Профессиональное знание должно позволять вырабатывать прикладные навыки, адекватные как для данной профессиональной ситуации, так и для жизненной ситуации. Вуз призван готовить не узких специалистов, а людей, которые будут в состоянии сменить данную профессию на смежную в случае, если этого потребует логика их жизненной ситуации. Исходя из этого, можно сформулировать проблему российского высшего образования: принципиальная неадекватность «профессионального» образования требованиям социальной карьеры. Можно сказать, ни один университет в современной России не гарантирует последующей успешной социальной карьеры, она не формируется заведомо «сама собой» и поэтому должна быть предметом рефлексии, осознанного конструирования самим выпускником.

Университет, предоставляя своему выпускнику профессиональную компетентность, обеспечивает его важнейшим ресурсом его социальной карьеры, ресурсом, интегрирующим выпускника в профессиональное сообщество, которое, в свою очередь, наделяя «новобранца» профессиональной идентичностью, позволяет ему сформировать из нее адекватный социальный статус и сделать наиболее существенный шаг в социальной карьере. В этом и состоит главный смысл негласного договора между университетом и студентом, состоящий в том, что университет предлагает студенту набор навыков для социальной карьеры. Диплом вуза – это ресурс социальный, а не профессиональный; в рамках социальной карьеры диплом имеет определенный статус, так что можно говорить о наличии рейтинга вузовских дипломов. Выстраиваются две параллельные темы: с одной стороны, говорим о социальной карьере на языке профессиональной карьеры, а с другой стороны, профессиональная карьера является стержнем социальной карьеры.

Профессиональная компетентность остается в форме общей информированности, а не навыка. Навыком же может стать лишь знание социальное, т.е. организованное задачей сознательного конструирования социальной карьеры. Таким образом, построение стратегии социальной карьеры есть некая практика, и то знание, которое участвует в этой практике, является навыком. Что происходит с профессиональным навыком, предлагаемым студенту вузом, когда выпускник заканчивает учебу? Навык используется как инструмент социальной карьеры, поэтому к числу навыков надо относить не только профессиональное знание, но и навыки корпоративной культуры, навыки формирования собственной позиции внутри институций, навыки получения места работы. Студент по окончании университета должен получать стратегию социальной карьеры через профессиональные институты, механизмы и пр., т.е. делать свою социальную карьеру посредством профессиональных практик. Стратегии социальной карьеры могут быть самыми разными, и в задачу университета не входит преподавать конкретную стратегию, ибо стратегию определяет сам субъект социальной карьеры. Но момент встраивания навыка в стратегию – это момент совместной работы университета и студента. Формирование стратегии социальной карьеры это и есть жизненная практика студента, а вся остальная практическая активность остается отложенной на время после диплома.

 

 

Комментарии-2

Дополнительно собраны данные о реализации здоровьесохраняющих технологий в вузах, а также о построении безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. В этой связи крайне интересен опыт НГУ, развивающего модель инклюзивного образования, в результате чего из лексикона даже исчезло слово «инвалид».

Несколько слов об опыте НГУ

 

Новосибирский государственный университет работает по системе инклюзивного образования с 2000 года. В студенческих группах вместе со всеми студентами обучаются студенты с инвалидностью, в том числе с тяжелыми формами ограничений здоровья - передвигающиеся на инвалидных колясках, незрячие и слабовидящие, с тяжелыми формами общих заболеваний (детский церебральный паралич и др.). Все выпускники университета с инвалидностью успешно конкурируют с другими на рынке труда, многие уже достигли значительных успехов в своей профессиональной деятельности в сфере образования, науки или бизнеса. Инклюзивная форма образования доказывает экономическую эффективность – значительная часть студентов старших курсов и выпускников университета, не желая причислять себя к категории инвалидов, отказалась от оформления справок об инвалидности для получения пенсий и социальных выплат.

Основой модели инклюзивного образования в НГУ стала Программа поддержки обучения студентов с ограничениями здоровья, которая разработана с учетом мирового опыта, консультаций ведущих специалистов по организации инклюзивного образования США, Франции, Германии, Великобритании и др., с участием представителей общественных организаций инвалидов.

Программа поддержки обучения студентов с ограничениями здоровья состоит из следующих элементов:

Включение молодых людей с инвалидностью в систему непрерывного образования НГУ: подготовительные курсы, олимпиады областного, регионального и всероссийского уровня, специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико - биологического профиля (интернат), высший колледж информатики

Организация доступной архитектурной среды для студентов, передвигающихся на инвалидных колясках или испытывающих трудности в перемещении

Организация Ресурсного центра со специальным компьютерным и программным обеспечением

Программа «Ориентирование и мобильность» для студентов с проблемами зрения, помогающая им освоить навыки самостоятельного передвижения с тростью и использования современных средств навигации (преподаватель по ориентированию и мобильности НГУ получила специальное образование в университете Сан-Франциско (США), имеет диплом и первый в России международный сертификат)

Академическая поддержка (дополнительное время для выполнения работ и консультации преподавателей, индивидуальные учебные планы в случае пропусков занятий по болезни и т. д.)

Служба персональных помощников для студентов с тяжелыми формами инвалидности. Как правило, персональные помощники - это студенты из тех же групп, в которых обучаются студенты с тяжелыми формами ограничений здоровья. Работа помощников заключается в помощи по перемещению, записи лекций или их ксерокопирования, сканировании учебных материалов, решении бытовых и других задач

Регулярный контроль состояния здоровья, ежегодные оздоровительные и лечебные мероприятия в профилактории университета, привлечение в случае необходимости профильных медицинских специалистов для консультации

Финансовая поддержка: социальная стипендия, оплата расходов на поездки домой в каникулы, материальная помощь при необходимости в течение учебного процесса.

Физкультура и спорт с учетом медицинских показаний

Организация досуга и отдыха, включающая поездки в летнее время по городам России или на Черное море.

Подход НГУ к учебному процессу студентов с инвалидностью базируется на использовании современных технологий и мировых достижений в этой области. Прежде всего, это стремительно развивающиеся компьютерные технологии, обеспечивающие равный доступ лицам с тяжелыми формами инвалидности ко всем информационным ресурсам. Так, современные компьютерные технологии позволяют студентам с нарушением зрения обходиться без учебников и учебных пособий на языке Брайля – им доступны все образовательные электронные ресурсы с применением брайлевского дисплея или синтезатора голоса. При необходимости студенты могут использовать читающую машину или, при ее отсутствии, сканировать необходимый материал и переводить его в электронный вариант, а затем распечатывать на брайлевском принтере. Для студентов с нарушением слуха доступны все визуальные, в том числе электронные ресурсы. Компьютерные технологии являются и универсальным способом коммуникации, а при использовании интернета обеспечивают связь преподавателя и студента с любой точки доступа как в учебной аудитории, так и вне ее. Кроме того, студентам с нарушением слуха необходимо иметь при себе компьютерные мобильные устройства с возможностью быстрого набора текста для повседневного общения со всеми.

В качестве примера технологий, которые применяются в учебном процессе студентов с нарушением зрения, поступающих в НГУ практически ежегодно (незрячие и слабовидящие) приводим уровень оснащения Ресурсного центра НГУ для таких студентов.

 

Ежегодно в университет поступает 20-30 студентов с инвалидностью (при общем числе студентов в НГУ около 6000). Студенты с заболеваниями общего профиля (поражения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич, сахарный диабет, пороки сердца и др.) в меньшей степени нуждаются в специальных технологиях в процессе обучения. Для студентов с особыми потребностями в образовательном процессе используются специальные технологии, разработанные с учетом специфики ограничений. Университет вкладывает значительные средства на ресурсную поддержку учебного процесса таких студентов.

В университете обеспечивается индивидуальный подход к обучению каждого конкретного студента с тяжелыми формами ограничений здоровья в инклюзивной среде. Необходимые формы поддержки обсуждаются в начале первого учебного года с самими студентами, их родителями и преподавателями. При наличии современных технологий, обеспечивающих учебный процесс, самым главным становится обеспечение поддерживающего морального климата в студенческой среде. Студенты - инвалиды комфортно чувствуют себя в студенческой среде, участвуют во всех университетских мероприятиях, заводят семьи.

 

В КубГТУ функционирует психологическая служба, осуществляющая психологическую помощь и консультирование (при необходимости с элементами коррекции), диагностику, психологическое просвещение и профилактику девиантного поведения участников образовательного процесса.

 

В МПГУ реализуется подготовка инструкторов по организации ЗОЖ. Регулярно проводятся курсы повышения квалификации, семинары по профессионально-прикладной физической культуре, направленные на подготовку инструкторов по спорту, оздоровительной физической культуре.

В 2009-2010 учебном году реализованы курсы повышения квалификации:

- «Теоретико-методические и организационно-педагогические основы формирования культуры здорового образа жизни студента»;

- «Современные технологии формирования культуры здоровья школьников»;

- «Теоретико-методические и организационно-педагогические основы спортивной подготовки юных теннисистов»;

- «Современные методы мониторинга состояния здоровья субъектов образовательного процесса».

 

 



[1] В.Е.Семенков, Об институциональной активности университета в контексте спроса на социальное знание, http://goo.gl/ilySn

 

   
   
   
Copyright © 2017 Национальный рейтинг университетов       |       Контакты разработка: web.finmarket

Rambler Top100