Ru  

Eng  
  Поиск     |     Календарь событий     |     Обратная связь    


 


 Национальный рейтинг университетов
 
 Методика
 
 Общие и частные рейтинги
 Общий рейтинг
 Образование
 Исследования
 Социализация
 Интернационализация
 Бренд
 Инновации
 
 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
 
 ПАРТНЕРЫ
 
 Архив частных рейтингов
 
 Обсерватория образования и науки
 Рейтинги вузов: зарубежный опыт
 Российский опыт составления рейтингов вузов
 Полезные ссылки
 
 Аналитика: статьи, обзоры
 Отставки и назначения
 Рейтинг университетов: комментарии, статьи, обзоры
 
 Карта сайта
 




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 
ФИО*
Контактный телефон или email*
Текст вашего сообщения*
 Введите код, указанный на картинке*
  СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ     РЕЙТИНГ ПО РЕГИОНАМ     РЕЙТИНГ ПО КАТЕГОРИЯМ  
  Главная страница

 
Комментарии к рейтингу классических и национальных исследовательских университетов 2012/2013, в блоке оценки «Интернационализация»


Комментарии

В этой таблице приведен дополнительный результат МГИМО(У), так как это действительно выдающийся результат организации международной деятельности, в котором мало кто сомневался. МГИМО реализует множество образовательных программ на иностранных языках: В частности, первая в России полностью англоязычная бакалаврская программа - "Bachelor of Government and International Affairs" реализуется Институтом международных отношений и управления (School of Government and International Affairs); 3 англоязычных магистерских программы: Politics and Economics in Eurasia M.A. in P.Sc.,  Russian Culture and the Arts M.C.S., Governance and Global Affairs M.A. in Int.Affairs; 16 программ двойных дипломов: магистерская программа двойного диплома совместно с Университетом Л. Боккони «Экономика нефтегазовой отрасли и проблемы энергетической политики»; магистерская программа двойного диплома совместно с Лейпцигским университетом  «Международная энергетическая экономика и деловое администрирование»; магистерская программа тройного диплома совместно с со Школой менеджмента ICN Университета г. Нанси (Франция) и Болонским университетом (Италия) «Подготовка международных менеджеров среднего звена»; магистерская программа тройного диплома совместно с Высшей школой бизнеса Университета Будо (Норвегия) «Международный бизнес в нефтегазовой отрасли»; магистерская программа двойного диплома с Университетом Сент-Эндрюс «Устойчивое развитие и стратегическое управление в энергетике».

Число соглашений с зарубежными вузами, предусматривающие 2 – 3 диплома, насчитывает 16, причем это соглашения с университетами мирового класса.

Активно расширяется спектр иноязычный образовательных программ, предлагаемых студентам. МГИМО стал первым российским вузом, который начал реализацию основных образовательных программ на иностранном языке. «Пилотным проектом» в данном области стал запуск англоязычной магистерской программы «Politics and Economics in Eurasia». Целью данной программы, ориентированной, прежде всего, на зарубежных студентов, является формирование комплексного видения политических процессов на пространстве Евразии с российской точки зрения. С сентября 2012 г. проведен набор ещё на 2 англоязычные магистерские программы – «Governance and Global Affairs» и «Russian Culture and the Arts: Tradition and Modernity». Первая ориентирована как на российских, так и иностранных студентов, которых предполагается готовить к работе в сфере государственного управления и системе международных организаций. Во втором случае студентам (прежде всего из-за рубежа) предлагается междисциплинарная программа подготовки, включающая изучение особенностей классической и современной российской культуры, общественных традиций и функционирования медиа-среды в России. С сентября 2013 г. предполагается перевод программ подготовки бакалавров полностью на английском языке.

 

Из числа НИУ заметно развивает международную деятельность Томский политех (ТПУ). В частности, планируется направить больше аспирантов в зарубежные вузы для получения степени PhD (доктора наук) и привлекать иностранцев в докторантуру и аспирантуру ТПУ. Кроме того, руководство вуза намерено развивать институт международных экспертов и создать на его базе систему постдокторантуры, внедрить для проектов вуза экспертизу, в том числе с привлечением зарубежных специалистов.

 

Необходимо отметить, что в 2012 году заметно повысился уровень академической мобильности не только в столичных вузах, но и в региональных.

 

 

QS

Рис 2. Доля зарубежных студентов в вузах (выборка вузов).

 

Комментарии-2

Вопросы развития академической мобильности актуальны не только для научно-образовательного сообщества нашей страны. Эта проблема и связанный с ней вопрос «утечки мозгов» изучается Рамоном Мэримоном, Матью Литаертом, Михаелем Григоло в статье «К "пятой свободе": Повышение мобильности исследователей в Европейском Союзе (2009)[1]. Приводятся данные, что в США работает около 400000 европейских ученых и при этом только 13% из них собираются вернуться в Европу. Такая утечка мозгов, по мнению авторов статьи, является результатом недостатка открытости и конкуренции в европейских академических системах. Чтобы остановить процесс утечки мозгов в США, необходимо развивать мобильность ученых и преподавателей вузов внутри европейских стран.

Для изучения вопросов академической мобильности в Европе авторы статьи разделили европейские страны на четыре модели академических систем, опираясь при этом на основные принципы процедуры найма в этих системах и на степень их открытости для внешних, не являющихся гражданами данной страны исследователей и преподавателей.

Первая модель, англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Нидерланды), обладает наивысшим уровнем конкуренции и максимально открыта для внешних ученых.

Вторая модель, континентальная европейская, доминирует в ЕС. В ней процедуры найма определяются многочисленными инструкциями и неформальными правилами, что затрудняет приток внешних соискателей. Приводятся свидетельства, что некоторые государства, такие как Испания, Германия и Франция пытаются перейти к англосаксонской модели.

Третья модель, скандинавская, включающая Швецию, Норвегию и Данию, сочетает в себе некоторые элементы двух предыдущих моделей.

Четвертая модель выросла из советского типа академической структуры и развивает принципы гибкости и рыночной либерализации. В настоящее время в странах четвертой модели происходит подъем активности частного сектора высшего образования.

Сделан вывод, что различия между странами, развивающими четыре модели, заключаются в способности этих стран привлекать иностранных ученых, а также на общую эффективность работы их университетов. Если либерализованная система Великобритании, обладающая самым большим количеством иностранных сотрудников в научно-преподавательских составах вузов, согласно Шанхайскому академическому рейтингу мировых университетов, занимает четвертое место в мировом рейтинге и первое - в рейтинге стран Евросоюза, то первый итальянский университет занимает 136-ю позицию в мировом рейтинге и 49 – в рейтинге вузов Европейских стран.

Делается заключение о необходимости глубоких структурных реформ европейского высшего образования с целью развития академической мобильности в Европе.

 

Некоторые страны, в частности, Австралия строят стратегии развития собственных образовательных систем на основе развития интернационализации, создания наилучших условий для иностранцев-студентов. Австралия является мировым лидером в международном образовании. В 2007 – 2008 гг. австралийский экспорт образовательных услуг составлял 14,2 миллиардов долларов ежегодно, а в 2009 – он превысил 15 миллиардов долларов, в результате чего образовательный экспорт занял первое место среди экспортируемых услуг. Иностранные студенты составляют почти 20% от численности всех обучающихся в вузах Австралии (средняя доля иностранных студентов по странам ОЭСР составляет 7,3%). Поэтому баланс австралийского бюджета на высшее образование сильно зависит от иностранных студентов, от своей хорошей репутации на международном рынке.

 



[1] Marimon, Ramon, Lietaert, Matthieu and Grigolo, Michele (2009). Towards the 'Fifth Freedom': Increasing the Mobility of Researchers in the European Union //Higher Education in Europe, 34: 1, 25 — 37. DOI: 10.1080/03797720902746985

URL: http://dx.doi.org/10.1080/03797720902746985

 

   
   
   
Copyright © 2017 Национальный рейтинг университетов       |       Контакты разработка: web.finmarket

Rambler Top100